Журнал Profty

Меццо-сопрано и контральто. Сходства и различия.

Границы между меццо-сопрано и контральто начали размываться около 100 лет назад. Оперные композиторы середины девятнадцатого века нуждались в голосах, которые могли звучать сквозь оркестр, что привело к отсутствию репертуара для истинного контральто. Более ранние партии Бельканто Россини и Беллини, изобиловавшие женскими ролями с низким голосом, исполнялись нечасто. Им на смену пришли Верди и Вагнер, со своими более широкими и плотными по звучанию оркестровками. Средние и нижние регистры не так легко пробивались через более тяжелые инструментальные звучания (виолончелисты знакомы с этой проблемой). В современном мире низким голосам звучать со сцены гораздо легче, благодаря технологиям. Но до сих пор иногда существует путаница между контральто и меццо-сопрано.

Меццо-сопрано - наиболее распространенный тип женского голоса, чей диапазон лежит между сопрановым и альтовым(в хоре)/контральтовым(соло) диапазонами: от Ля малой октавы до Соль-Ля второй (конечно же, некоторые вокалисты могут петь как ниже, так и выше этого диапазона, в зависимости от разновидностей меццо-сопрано: драматическое, лирическое, колоратурное; в особенности, если говорить об исполнении классической музыки). Характерными признаками меццо-сопрано являются: полнота и насыщенность звучания в среднем регистре, в то же время, мягкость и объемность в пении низких нот (в грудном регистре). Они зачастую исполняют репертуар контральто, иногда также и сопрано. Приведу здесь несколько имен популярных меццо-сопрано-исполнительниц: Тори Амос, Майли Сайрус, Элла Фицджеральд, Мадонна, Рианна, Барбара Страйзанд.

Контральто — это самый низкий женский голос. Хотя он также еще и самый редкий женский тип голоса, талантливые контральто получили известность как в классическом, так и в популярном стилях; например, современные вокалисты, такие как: Адель и Леди Гага, характеризуются некоторыми специалистами и критиками как контральто. Я бы отнесла в эту же категорию еще некоторых певиц: Энни Леннокс, Дайяна Кролл, Шаде, Бет Харт, Шер, Трейси Чепмен. Специфический диапазон контральто зависит от того, идет ли речь о хоровой музыке или о голосах высококвалифицированных солистов. В большинстве случаев, хоровой альт использует вокальный диапазон от Ля малой октавы до До второй. Профессионально- обученное контральто(солистка) обладает большим диапазоном, по крайней мере, в две октавы, от Фа малой до Фа второй октав. Многие профессиональные контральто также могут петь несколько нот ниже и выше этого вокального диапазона. Но дело здесь не только в пении низких нот (контральто часто поют в диапазоне меццо-сопрано и наоборот), но и в особенностях тембра. Окраска тембра плотная и густая, напоминающая виолончель. Красивый тембр в сочетании с хорошей техникой — это всегда настоящее удовольствие для изысканного слуха.

Хочу обратить ваше внимание на те моменты, которые объединяют эти два типа женского голоса. Оба имеют общий спектр их диапазона(тесситуру), в котором они наиболее полно, ярко и с достаточной легкостью звучат и могут раскрываться (конечно же, не будем забывать, что все очень индивидуально и зависит от многих факторов): от До первой до До-Ре второй октав. Слушая вокалисток, которые поют в этой тесситуре, чаще всего, не всегда точно и сразу можно определить, поет меццо-сопрано или контральто. Пожалуй, в этом и есть основное сходство между ними, как и то, что меццо-сопрано и контральто могут подбирать для себя и исполнять одинаковый репертуар.

Основное различие между этими голосами заключается в качестве звучания(звука). Истинное контральто обладает естественно богатым, глубоким и насыщенным тембром голоса, который в большинстве случаев имеет такую же «темную» окраску как у теноров (или даже «темнее», чем у многих теноров). Голос меццо-сопрано, в свою очередь, обладает, в целом, более легким, более ярким сопрановым оттенком, хотя звучит богаче и насыщенней, чем сопрано, особенно в среднем регистре. Другой момент — это диапазон. Сопрано и меццо-сопрано имеют практически одинаковый диапазон (по крайней мере, в большинстве случаев), но голос сопрано обладает более высокой тесситурой, чем меццо-сопрано, которое, в то же время, имеет большую силу в средней и нижней частях своего диапазона. Контральто, с другой стороны, имеет диапазон, который идентичен или ниже, чем у высоких теноров. Голос контральто расцветает и приобретает уникальность звучания в нижней части своего диапазона. Вы узнаете контральто, когда его услышите, и такие голоса достаточно редки, в отличии от меццо-сопрано. Хотя контральто и меццо разделяют большую часть своего диапазона, но если контральто имеет нисходящее расширение (в нижней части диапазона), то меццо-сопрано-восходящее (в верхней части диапазона).

Пожалуй, это и есть те основные схожести и различия, о которых хотелось рассказать…

Можно много говорить о богатстве и бархатистости звучания контральто или о полётности и красоте голоса меццо-сопрано, но какой бы тип голоса, женского или мужского, не звучал, если исполнение той или иной композиции тем или иным певцом трогает за Душу или вдохновляет, я думаю, что это и есть главная цель вокального (да и любого другого) искусства.

«Единственное, что может быть лучше пения — это ещё больше пения»
Элла Фицджеральд.

Пойте всегда, пойте везде! Это помогает жить и привносит радость в наши будни и в нашу жизнь в целом. Пойте и будьте здоровы!