Журнал Profty
2020-09-16 11:19

Голос как инструмент взаимодействия с окружающим миром

Голос — это наш оригинальный природный инструмент. Иногда мы можем видеть гитариста или, несколько реже, пианиста, подпевающих самим себе, когда они играют соло. Любой другой инструмент в ваших руках — это просто продолжение того изначального, первичного инструмента. Зачем нам вообще понадобились другие музыкальные приспособления? Для чего бы мы их делали или учились на них играть, если бы уже не открыли музыку в себе, через наш голос?

Человеческий голосовой аппарат отличается от других инструментов только тем, что он является частью нашей биологической оболочки и не требует внешнего объекта для производства музыки и звуков в целом. Он сделан из живой ткани, на которой «играет» его владелец. Это придает голосу некоторые уникальные выразительные характеристики, особенно когда его полный диапазон и сила развиваются путем тренировки. За ним нужно ухаживать с такой же заботой, как и за любым ценным инструментом, конечно же понимая, что он незаменим. Каждый из нас получает его бесплатно, но он у нас только один!
Как речевой инструмент, человеческий голос производит большое разнообразие тонов, обладает многотональностью и даже перкуссионными возможностями. Незаметно меняя высоту тона или ритм слов в предложении, рассказчик может кардинально изменить взаимодействие с аудиторией и передать многоуровневые нюансы. Например, попробуйте сказать: «Я сказал(а), что я это сделаю!» будто бы вы удивлены, затем скажите фразу вызывающе, а затем, представьте, что вы признаетесь в преступлении. Когда вы говорите, прислушайтесь к своему голосу и обратите внимание, как меняется «музыка» предложения. Произнесите одно и то же предложение несколько раз, в каждом из них делая ударение на разные слова. Прислушайтесь к тому, как меняется общее настроение и даже смысл сказанного, когда варьируется «музыка» речи.

Один и тот же инструмент, голосовые связки, производит звуки как нашей речи, так и пения. Эти две крошечные мышцы позволяют нам шептать, говорить, петь и кричать. Я всегда удивлялась, почему некоторые люди настаивают на том, что они могут шептать, говорить и кричать, но не могут петь. Возможно, кто-то, к сожалению, травмировал их в юности, сказав им, чтобы они произносили слова только хором или молчали, когда другие поют. Конечно, не все становятся профессиональными вокалистами, но несправедливо отказывать кому-либо в удовольствии узнавать, открывать и ценить все оттенки, текстуру и тембральное наполнение, которые могут быть созданы их собственным самобытным и уникальным голосом.


Итак, давайте более подробно остановимся на моменте перехода от речи к пению. Это очень интересно, на мой взгляд, - исследовать тонкую грань этого перехода. Чтобы создать, например, мелодическую линию для любой строки выбранного и произнесенного вами текста из рассказа или любого другого литературного произведения, сначала внимательно прислушайтесь к себе, как и в какой тесситуре вы произносите этот текст и, конечно же, с какой эмоциональной окраской. Перенесите эти звуки и ощущения в немного другое, более плавное сглаженное звучание, возьмите удобную для вокализации этих строк тональность и используйте эти «ноты» для создания мелодии. После этого, внимательно прислушайтесь к ритму предложения (можно его прохлопать несколько раз), затем соедините то, что получилось, в одну красивую музыкальную линию. Запишите себя на диктофон и наслаждайтесь созданным вами творчеством, потому что это и есть творческий процесс, который нам всем так необходим в нашей сложной реальности!
Как-то Микеланджело в ответ на вопрос: «Как вы делаете свои скульптуры?» сказал: «Я беру камень и отсекаю все лишнее.» Часто мне кажется, что многие композиторы не сочиняют мелодию, а, скорее, «находят» ту, которая уже подсказана определенным речевым паттерном. Мелодия не всегда должна быть сложной или иметь широкий диапазон. Песня может иметь только две или несколько нот, спетых в определенном ритме. Слушайте пение птиц для вдохновения! И, конечно же, огромную роль играют эмоциональная составляющая и тот смысл, которым наполнено ваше произведение.
Еще один важный момент в направленном использовании нашего уникального инструмента, голоса, — это УМЕТЬ СЛУШАТЬ! Слушание — это ключ к созданию приятного и красивого, мощного или мягкого (в зависимости от ситуации и того, ЧТО вы хотели бы донести до слушателя) звучания как в нашей речи, так и в пении. Наше собственное ухо может формировать звук нашего инструмента. По иронии судьбы, одним из самых мощных элементов вокальной и речевой музыки является тишина, которая между звуками создает ритмический рисунок и эмоциональную напряженность. Именно молчание в форме паузы дает нужный нам эффект воздействия на слушателя. Прислушайтесь к тишине так же, как и к звуку.

И в конце, хотелось бы напомнить о том, что всем нам нужно заботиться и уделять внимание нашему насколько мощному и удивительно выносливому, настолько же и чувствительному к различным внешним и внутренним на него воздействиям, инструменту! Наши голосовые связки(складки) производят звук. Эти две очень маленькие мышцы в основании гортани вибрируют и создают определенное звучание, когда через них проходит контролируемое дыхание (вдох и выдох с определенной силой). Между двумя складками есть только крошечное пространство. Малейшее раздражение и припухлость поверхности голосовых связок могут вызвать изменение производимого звучания, когда голос становится хриплым и «скрипучим». Если у вас ларингит, то голосовые связки настолько раздуваются, что не могут вибрировать и, следовательно, не могут произвести никакого звука. Лекарство от ларингита — это, прежде всего, полный покой голоса. Молчание в течение нескольких дней-небольшая плата за защиту инструмента, который должен прослужить артисту всю жизнь.

Усиление звука или использование микрофона при обращении к большой группе слушателей также является способом защиты вашего голосового аппарата. Развитие сильных мышц живота для поддержки звука — это еще один защитный инструмент. Бег трусцой и пение одновременно-это сложный, но действенный способ выстроить контроль над своим дыханием, плюс развивается выносливость.

Чтобы улучшить свою интонацию, слушайте себя, когда вы говорите и поете. Пойте в душе, в машине, на природе, везде, где есть желание и возможность. Тренируйте голосовые мышцы. Получайте удовольствие от самого процесса, а результат будет, уж поверьте! Внимательно наблюдайте за всеми звуками, которые вы издаете, чтобы добиться наибольшего контроля и, в то же время, свободы самовыражения через ваш замечательнейший и неповторимый инструмент. Чем больше удовольствия вы испытываете от своего собственного естественного инструмента и врожденной музыкальности, тем больше наслаждения получают ваши слушатели!
Любите свой уникальный инструмент - ГОЛОС!