Подумайте о своих любимых песнях. Тех, которые вы можете слушать по тысяче раз. Как, думаете вы, было создано это совершенство? Произошло ли в голове автора озарение? Или это результат понимания законов музыки, многолетней практики и тяжелой работы? Пожалуй, вы сами догадываетесь, что формула успеха обычно включает в себя и опыт, и вдохновение.

В создании песен важно обрести баланс между профессионализмом и полетом в «космос идей». Однако, мы хотим сосредоточиться на технической стороне вопроса. Разумеется, это всего лишь идеи, но они могут стать толчком для вашей работы. И стоит добавить: иногда правила и законы музыки можно нарушать.

 

1. Упрощайте всё до мотива

Как авторы песен, мы всегда оказываемся в сложном положении: мы пишем слова песни, как стихи, и зачастую можем не просто отвлечься от главной идеи композиции, но и заплутать, потерять ее. В итоге вы получаете другую песню, отличную от той, что зародилась в уме.

Чтобы преодолеть это, упрощайте идею до мотива или двух и растите песню, как дерево из «семечка».

В теории музыки мотив – короткая музыкальная идея, призванная строить фразы,  мелодии, риффы и проигрыши. Мотивы просты, думайте о них, как о блоках из конструктора Lego. Из этих малышей вы создаете нечто большее.

Самый простой пример, чтобы увидеть, как работает мотив – блюз, от Билли Холидей до Джонни Кэша. Прислушайтесь к первой строке текста, и услышите, как мотив задает тон песне. Обычно он повторяется несколько раз, гармонируя со вторым мотивом.

Другой образец – Пятая симфония Бетховена. Да, это не современная музыка, но отличный пример того, насколько мощными могут быть несложные мотивы. Так что, если вы застряли на рефрене, постарайтесь начать с мотива, играйте с ним, создавайте вариации.

 

2. Играйте с секвенциями

Ожидания и предвкушения – то, что является характеристиками отличного рефрена. Вы жаждете, чтобы слушатель заходился от восторга, слушая ваш трек. Так что мелодия и слова должны быть магнитом, ведущим его слух к важной части хита.

В теории музыки есть методика, секвенция. Секвенция – музыкальная идея, повторяющаяся для создания шаблона и гармонии. Мелодическая секвенция состоит из мотивов, которые повторяются с использованием интервала. Гармоническая секвенция создается из цепи аккордов, которые следуют за шаблоном. Наш слух следует за музыкальным узором, так что, установив секвенцию, вы поймаете слушателя и поведете за собой.

В качестве альтернативы вы можете усилить ожидание, построив секвенцию в неожиданном ключе, чтобы создать напряжение.

 

3. Расставьте ноты в последовательности аккордов

Ноты в аккордах всегда будут сильными, так что они станут отправной точкой для мощного рефрена. Это можно заметить во всех шлягерах: ноты в прогрессии аккордов строят сплоченный звук и запоминающуюся композицию.

Конечно, вы можете использовать ноты не только из ваших аккордов. Попробуйте использовать их как схему для вашей идеи.

Если вы сначала пишете мелодию, попробуйте вернуться и написать последовательность аккордов, чтобы она включала в себя лейтмотивы мелодии. Если же сначала вы пишете аккорды, тогда попробуйте извлечь ключевые ноты, чтобы создать шаблон для мелодии.

4. Используйте силу повторений и вариации

Вот, к примеру, Get Lucky, написанная и сыгранная Daft Punk. Рефрен простой, и он все время повторяется по кругу. Несмотря на это повторение, песня не приедается. Почему?

Если послушаете внимательно, то заметите тонкие вариации в каждом из рефренов. Добавляются различные инструменты, и эти изменения позволяют каждому рефрену звучать свежо.

Как только вы получаете прекрасную идею или рефрен, попробуйте поиграть с вариациями на его тему. Так вы сумеете сделать песню, способную зацепить слушателя.